Диаграмма связей

Mind map

Диаграмма связей, интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mind map) или ассоциативная карта – это способ изображения процесса общего системного мышления в виде графа. Граф реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи – корня дерева, находящегося, обычно, в центре графа. Вот так можно раскрыть понятие “mind map” с помощью самой диаграммы связей:

Эта методика была разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х годов, но концепция изображения мыслительного процесса в виде схемы известна с незапамятных времен. Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом III века н. э. Порфирием из Тироса, он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий (1235—1315) также использовал подобную методику.

Интеллект-карта в образовании

Техника майндмэппинга позволяет наглядно увидеть проблему, идею, тему, понятие во всей полноте. Помогает понять, что и за чем следует, увидеть связь других понятий с центральным и выявить подзадачи на пути решения определенной проблемы. Поэтому интеллект-карты, естественным образом, нашли широкое применение в педагогике.

Применительно к обучению, они помогают:
  • быстро и эффективно работать с любым объемом учебной информации;
  • развивать критическое, ассоциативное, творческое и логическое мышление, память и внимание;
  • принимать решения, планировать, разрабатывать проекты.
Интеллект-карты могут применяться для:
  • запоминания;
  • систематизации информации;
  • презентации;
  • мозгового штурма;
  • планирования проектной деятельности;
  • поиска решения в сложной ситуации;
  • поиска оптимального решения задачи, проблемы;
  • проведения тренингов.

Инструменты для создания Mind map

Для работы с интеллект-картами создано множество программ для различных операционных систем и ряд Интернет-сервисов. Ниже мы покажем основные шаги по созданию интеллект-карты в векторном редакторе LibreOffice Draw. Для остальных программ мы дадим только общие сведения, поскольку это проприетарное ПО (не свободное, коммерческое) с сильно урезанным функционалом и невозможностью экспортировать результаты работы в различные форматы (экспорт будет работать, но он сопровождается выводом водяных знаков и этикеток, что делает результаты непригодными для использования). Тем не менее, создавать красивые карты (ввиду большого разнообразия представленных шаблонов) можно довольно быстро и качественно, а итог работы зафиксировать сохранением файла в формате самой программы. Для демонстрации карты, в этих программах, используется полноэкранный режим. Кроме того, в полноэкранном режиме можно сделать скриншот экрана и сохранить его в одном из растровых форматов.

LibreOffice Draw 6.4.5.2

Сайт программы: https://ru.libreoffice.org/
Хотя программа не очень подходит для составления интеллект-карт, но она является абсолютно свободной и кроссплатформенной, а кроме того, входит в очень популярный офисный пакет, который мы используем на уроках.
В сравнении с другими свободными универсальными программами, Draw имеет более дружественный интерфейс и большее количество различных инструментов, в том числе тех, которые могут ускорить верстку карты. Покажем ниже основные шаги по созданию интеллект-карты в LibreOffice Draw.
1. Оформим, сначала, фоновой рисунок. Draw поддерживает однотонный цвет, градиент, текстуру, орнамент, штриховку и фоновое изображение. Выбираем градиент: ПКМ > Свойства > Градиент > “Глубины океана”.
2. В боковой панели Рисование (слева) выбираем в разделе Основные фигуры > Скругленный прямоугольник. Рисуем ЛКМ фигуру для центральной проблемы. Настройка цвета фона и линий, а также толщина линий, определяется в Боковой панели (справа). Определяем две подтемы с помощью фигуры другой формы и размера.

Соединяем их стрелками (при этом, программа сама выполнит выравнивание по вертикали). Для стрелок используем раздел Соединители > Прямая соединительная линия со стрелкой на конце. Чтобы фигуры сохранили одинаковый размер, клонируем их копированием. Cкопируем в буфер фигуру второго уровня, снимем с нее выделение и вставим вновь (дубликат установится поверх исходной). Осталось растащить их в разные стороны кнопками Up или Down.
3. Теперь переходим к оформлению самого нижнего уровня – листьев дерева. Выбираем третий вид фигуры: Основные фигуры > Загнутый угол. Можно изменить и уменьшить шрифт (но это всегда должен быть рубленый шрифт). Выбираем стрелку: Соединители > Кривая соединительная линия со стрелкой на конце, соединяем фигуры и изменяем ее толщину.
4. Обычно, листьев достаточно много. Чтобы ускорить работу и создать несколько разноцветных, но, в тоже время, одинаковых по размеру фигур, выделяем фигуру и выполняем: Фигура > Размножить. Очерчиваем область со всеми листьями и выбираем Фигура > Выровнять > По центру. Для выравнивания блоков можно использовать сетку: Вид > Сетка и вспомогательные линии > Показать сетку.
5. Для группировки листьев используем Прямоугольник. Очерчиваем этот прямоугольник вокруг листьев, которые нужно сгруппировать. Опускаем его на задний план: Фигура > Расположить > На задний план и, в Боковой панели, изменяем его прозрачность (если нужно): устанавливаем значение 50%.

6. Созданный вами mind map вы можете теперь использовать как шаблон. Для этого выполните: Файл > Шаблоны > Сохранить как шаблон > Категория шаблона > Мои шаблоны, введите имя шаблона (скажем, my_mind_map_1) и сохраните. Окончательный вариант шаблона может выглядеть следующим образом:

Интеллект-карта по рис. 2.7 учебника Поляков К. Ю. Информатика. 10 кл, ч. 1.
Для того, чтобы можно было перемещать объекты группой, необходимо сделать временную группировку с помощью выделения. При зажатой ЛКМ, проведите курсором вокруг объектов, которые вы хотите сгруппировать. Отпустите ЛКМ (объекты должны быть выделены). Теперь, используя кнопки up, down, left и right, а также курсор на выделении, можно перемещать сгруппированные объекты в нужном направлении.
XMind 2020

Сайт программы: https://www.xmind.net/
До недавнего времени, программа была свободная, теперь – проприетарная. В Fedora Linux устанавливается с помощью rpm-пакета (как это сделать, см. здесь). Интерфейс программы русский, ориентироваться в нем довольно просто. После установки запускаем программу. Открывается окно с шаблонами и библиотекой:

Выбираем любой доступный шаблон и входим в окно программы. Стиль шаблона можно полностью изменить. Нажмите на кнопку с кисточкой в панели инструментов справа. Откроется боковая панель в которой, в том числе, можно изменить и вид графа, используемого в шаблоне, что очень удобно. Вы можете быстро изучить основные шаги по созданию интеллект-карты, вызвав подсказки в меню: Справка > Начать. Появится небольшое окошко с руководством по созданию интеллект-карты.

Вы можете сохранить результаты работы в собственный формат программы. Экспорт тоже будет работать, но внешний вид экспортируемых форматов будет испорчен водяными знаками или этикетками с сообщением о пробном периоде. Для снятия снимка экрана и демонстрации в формате программы перейдите: Просмотр > Режим ZEN (Alt + Ctrl + F). Как сделать снимок экрана см. ниже.

Edraw MindMaster 8.0.2

Сайт программы: https://www.edrawsoft.com/mindmaster/
Бесплатная, пробная, усеченная и устаревшая версия проприетарного пакета без ограничения времени ее использования. (Актуальную версию тоже можно попробовать, но только в ограниченный период). Последняя версия программы по своему функционалу близка к MS Visio. Это довольно мощное приложение с массой шаблонов. После установки запускаем программу. Нас встречает окно выбора шаблона.

Несмотря на то, что многие шаблоны доступны только в pro-версии, все равно выбор достаточно велик. Выбираем шаблон и входим в окно программы. Язык интерфейса английский. Аналогично, можно полностью изменить дизайн и вид графа. Результат работы можно сохранить в файле. Экспорт в другие форматы также будет испорчен водяными знаками и этикетками.

Если нет необходимости в преобразовании в другие форматы (а полная версия поддерживает pdf, html, svg, png, tif, docx и мн. др.), то можно использовать непосредственно формат программы, а для демонстрации карты переходить в полноэкранный режим (кнопка в статусбаре, справа), в котором будут доступны и кнопки сворачивания/раскрытия ветвей дерева, и редактирование вершин.
Если же вам все-таки нужно получить изображение, то сделайте следующие: перейдите в полноэкранный режим и сделайте снимок экрана. Для этого, нажмите кнопку PrintScreen на клавиатуре. В KDE запустится стандартная программа для создания скриншотов – Spectacle. По умолчанию, программа сохраняет изображение в формате PNG. Вот такая картинка получилась у меня. Качество картинки вполне приемлемо для дальнейшей обработки.

Ссылки

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Print Friendly, PDF & Email

Обсуждение закрыто.